Описание: Говоря о современных религиях в России нельзя не упомянуть о буддизме. Тем более, что для трех российских регионов: Бурятии, Тувы и Калмыкии эта религия является традиционной. Религиозно-философское учение буддизма возникло в юго-восточной Азии около VI века до н.э. на основе идей Будды Гауттамы Шакьямуни. Официальное начало этой религии в России было положено в 1764 году императрицей Екатериной Второй, которая учредила пост хабо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 бурятские ламы признали императрицу воплощением «Белой Тары» за благожелательность к буддизму и гуманное правление. В буддизме «Тара» (в переводе с санскрита «Спасительница») означает женщину, достигшую совершенства и освобождения, но отказавшуюся от ухода в нирвану из сострадания к людям. «Белая Тара» в буддийской религии является целительницей и дает удачу. Таким образом, императрица Екатерина Вторая является своего рода святой для всех людей, исповедующих эту религию. В 1900 году представитель далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство буддистского храма (дацана) в Санкт-Петербурге, который получил название «Гунзэчойнэй». Это красивое темно-коричневое здание с традиционными восточными архитектурными элементами и буддистской символикой в виде колеса стоит в районе метро «Старая Деревня». Сам дацан огорожен забором, а на ветвях деревьев, стоящих вокруг храма, привязано множество разноцветных тряпочек.
Дацан «Гунзэчойнэй» является туристическим и культурным центром буддистской культуры северной столицы. Духовные лидеры буддизма в Санкт-Петербурге собираются под его крышей, чтобы говорить с людьми о своей философии и заниматься практическими упражнениями, среди которых немаловажное место занимает медитация. Для подробной информации о буддистских учениях и их основных представителях в Санкт-Петербурге мы решили встретиться с лидерами основных направлений буддизма: доктором Пхра Чатри Хемапанадха, настоятелем дацана «Гунзэчойнэй» Буддой Бальжиевичем Бадмаевым и руководителем центра дзен-буддизма школы Кван-Ум Михаилом Макаровым.
Буддистский монах Пхра Чатри Хемапандха родился 15 ноября 1970 года в городе Патталунг Королевства Таиланд. В возрасте тридцати лет он получил первую степень монашества (саманера), а в апреле 1992 года был посвящен в монахи. Чатри Хемапандха является докторантом кафедры европейских исследований в Санкт-Петербургском Государственном университете и с 2005 года возглавляет центр Абхидхаммабуддавихара в Санкт-Петербурге. Доктор Чатри читает лекции по буддийской философии в дацане «Гунзэчойнэй» и является духовным лидером традиционного направления буддизма, называемого «тхеравада».
Вопреки моих ожиданиям, мы не прошли в отдельный кабинет, а сели на одной из лавочек, стоящих вдоль коридора. Пока мы шли, я задал вопрос о том, как правильно обращаться к моему собеседнику. - Доктор Чатри, - ответил тот. Чуть позже он дал мне визитку, на которой значилось «Пхра Чатри Хемапандха», президент международной организации дружбы «Россия – Таиланд». Доктор Чатри очень хорошо владеет русским языком и говорит на нем с небольшим акцентом. - Чем вы занимаетесь в России доктор Чатри? - Я докторант кафедры европейских исследований и Президент Международного Фонда развития дружбы Таиланд-Россия. - Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях буддизма и их развитии в России. В ответ на это доктор Чатри забирает мою ручку и блокнот, начинает рисовать схему и параллельно рассказывает: - Вот смотрите: буддизм делится на два направления: Махаяну, она переводится как «Великая колесница» и Тхероваду - «Учение старейшин». Тхеровада и махаяна – это традиционный, ортодоксальный буддизм. Но в махаяне есть несколько направлений. Это всем знакомый тибетский буддизм, который называют ламаизмом; чань-буддизм, очень распространенный в Китае и Вьетнаме. Из чань-буддизма развился дзен-буддизм, который обрел популярность в Европе.
- И к какому направлению вы относите себя? - Я представитель тхеровады. Это течение очень развито в Таиланде, Лаосе, Камбоджии, Шри-Ланке и Малазии. - Как вы считаете, можно ли говорить о буддистском движении в Санкт-Петербурге? - Его нельзя отрицать, тем более что несколько народов, входящих в Российскую Федерацию, исповедуют буддизм, как свою официальную религию. - Как люди приходят к этой религии и начинают ее исповедовать? - Многие люди приходят в наш буддистский центр в Горелово или на мои лекции в дацане через сайт. Некоторые были в Таиланде, и им понравилось духовное спокойствие тайцев. Бывает и так, что людям это необходимо для понимания менталитета. Это бизнесмены, или те, кто связал себя узами брака с уроженцем или уроженкой Таиланда. Особенно последним это крайне необходимо, - доктор Чатри весело смеется. - Существуют ли у вас разногласия с православием, как, например у протестантов? - Нет, ведь у нас игровые поля разные. Протестанты и православные, и те и другие – христиане. Им есть, что делить между собой. У нас же с христианами практически нет точек пересечения. - Поддерживаете ли вы связи с представителями других направлений буддизма? - Да, конечно! Буда Бальжиевич мой друг, а Михаил Макаров вообще некоторое время жил у нас в центре. - Хотели бы вы, чтобы больше людей посещали ваши лекции и участвовали в практике? - Нет! Чем меньше людей, тем лучше. Для нас важно не количество людей, а их качество. - Что мне нужно для того, чтобы начать практиковать тхероваду и стать последователем Будды? - Совершить поездку в Таиланд, пожить два года при храме в качестве послушника и только после этого вы сможете быть посвящены в монахи. На самом деле это только в общих чертах, все гораздо сложнее.
Встреча Михаилом Макаровым произошла в подвальном этаже дацана «Гунзэчойнэй», где практикующие дзен-буддизм слушают лекции и участвуют в медитациях. Усевшись на мягкие подушки в зале для медитаций, мы приступили к интервью: - Михаил, как давно вы занимаетесь практикой дзен-буддизма? - Около 5-6 лет. - Руководство дзен-буддистской школы – это ваше основное занятие? - Нет, это скорее хобби. В жизни я графический дизайнер. - Вы можете немного рассказать о своем учении? - Наша школа дзен-буддизма называется Кван-Ум. Сердцем нашей школы является ежедневная практика. Основатель нашей школы Мастер Дзэн Сунг Сан говорил, что если вы практикуете самостоятельно, то прогресс в Дзэн очень медленный. И что если вы практикуете с другими людьми прогресс идет быстрее. Для этого в нашей школе существует совместная практика, когда люди собираются что бы практиковать вместе, что бы помочь друг другу и, в конечном счете, собственной практике. Ученики и посетители вместе работают и вместе занимаются медитацией, вместе едят, постепенно достигая ясного сострадательного ума, который постоянно, из момента в момент, готов помогать всем существам. - Я слышал, что со стороны ортодоксального буддизма к дзен-буддизму предвзятое отношение, как, например, отношение ортодоксальных христианских религий к протестантам. Считают ли ортодоксальные буддисты сектой тех, кто практикует дзен-буддизм? - Нет, я о таком не слышал. Дзен вполне официальная религия, которая произошла от чань-буддизма. - Вы можете оценить постоянное количество людей, которые посещают ваши занятия? - Постоянно приходят 15-20 человек. Иногда больше, а иногда меньше. - Как вы считаете, возможно ли говорить о буддистском движении в Санкт-Петербурге? - Мне кажется, в каком—то глобальном плане говорить так нельзя. Хотя, Санкт-Петербург является своего рода буддистской столицей, ведь в Москве нет стольких школ буддизма, сколько представлено здесь.
Следующую свою беседу мы провели на территории дацана «Гунзэчойнэй» с настоятелем храма Бадмаевым Будой Бальжиевичем.
Буда Бальжиевич родился в 1961 г. В 1997 г. был избран настоятелем собранием монахов дацана и утвержден в этой должности Пандитой Хамбо ламой. Закончил буддийский Иволгинский институт "Даши-Чойхорлин". Буда Бальжиевич практикующий врач тибетской медицины. Он ведет прием по личным вопросам и лечит людей. Читает лекции о буддизме. Первый свой вопрос настоятелю мы задали о различиях в направлениях буддизма: - Уважаемый Буда Бальжиевич, подскажите, чем же кардинально отличаются два направления буддизма: тхеровада и махаяна? - Понимаете, в тхероваде практикуется аскетизм, то есть индивидуальное познание самого себя. Это более закрытое течение, в котором внимание отдается жизни в монастыре. В махаяне мы открыты ко всем и активно общаемся с мирянами, проводим для них службы. В этом кардинальное отличие. Тхеровада – это как закрыться в темной комнате и любить всех. Это конечно легко. Но, чтобы по настоящему любить всех, необходимо выйти на улицу и столкнуться лицом к лицу с теми, на кого направлена ваша любовь.
- Участвуете ли в светской жизни? Проводите ли какие-либо мероприятия? - Сейчас мы активно участвуем в программе правительства Санкт-Петербурга «Толерантность». Эта программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и укрепления толерантности . Она представляет собой уникальный план действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе. Реализация этого плана призвана создать и укрепить толерантную среду в области межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге, воспитать культуру межнационального общения, способствовать профилактике проявлений экстремизма. - Что вы думаете о современной политической жизни России? - Вообще я считаю, что религия должна быть вне политики. - Политик – это человек, который в идеале должен заботиться о счастье других. Но для человека свойственно заботиться о самом себе и в этом случае политиками должны становиться по настоящему духовные люди. Как вы считаете? - Если бы это было так, то это было бы замечательно! А вообще мне кажется, что с приходом Путина и Медведева в политике большее внимание стало уделяться духовной жизни?
- Скорее это религиозность, которая является одной из сторон политического маркетинга. - Как гражданин Российской Федерации я должен участвовать в политической жизни страны и на президентских выборах я голосовал за Медведева. Задачей религии не является влияние на политическую жизнь страны. Ее задача – это воспитание духовности в людях. - Вы можете кратко сказать, в чем сущность буддизма? В чем его кардинальные различия с христианством? - В буддизме нет догматов. Главной задачей буддиста является максимальное расширение кругозора. И в этом ему помогают многочисленные Боги. Я не могу понять, как может быть один Бог. Вот, например, даже такие религии, как ислам, христианство, иудаизм и прочие верят в своего Бога, а значит их действительно несколько. Еще одно кардинальное различие – это то, что другие религии ищут Бога на небесах, в то время, как мы ищем его внутри себя. В буддизме важнее всего личность человека. Закройте глаза. Мира нет. Когда вас нет и мира нет. Мир вокруг вас создается только вами. Весь мир вокруг вас – это вы. - А что вы думаете о развитом в нашем обществе эгоизме? - Человек должен приносить пользу. - Я всегда встаю в тупик при такой постановке вопроса. Ведь человек с точки зрения своего эгоизма, по сути, никому и ничего не должен. У него жизненные задачи – заработать на квартиру или машину. - Представьте себя на необитаемом острове, на котором у вас есть дворец, куча машин, золото, бриллианты, но совсем нет людей. Нужно ли вам все это? Нет! Люди нуждаются в поддержке и уважении со стороны других людей, а не в деньгах. - Что мне необходимо для того, чтобы практиковать буддизм? - Только лишь ваше желание. Приходите на наши лекции, участвуйте в наших медитациях. Мы всегда рады видеть прихожан в нашем храме.