Описание: Конечно, интерес к Высоцкому за границей зачастую специфичен. Уже после интервью в книжной лавке при музее ко мне привязался корреспондент "Немецкой волны": "А правда, что дедушка Высоцкого был еврей?". "Не дед, а прадед, - говорю. - И не еврей, а негр. Но не у Высоцкого, а у Пушкина". Камрад, похоже, не очень понял. Из интервью Никиты Высоцкого
Когда наши устои уродские Размела революция в прах, - Жили в Риме евреи Высоцкие, Не известные в высших кругах.
Осенью 2001 года в Омске организацией «Шалом-ХХI век» в музее К. Белова была организована выставка под названием «Владимир Высоцкий – еврей». Хотя на наш взгляд, абсолютизация «еврейства» Высоцкого – вещь не слишком необходимая. По всей видимости, Высоцкие родом – польские евреи. Если посмотреть географию мест рождения, то можно заметить, что чем дальше – тем западнее. Сам поэт родился в Москве, его отец – в Киеве, дед – в Бресте. Поэт был и зачат, и рождён в доме, где тесно жили «Евдокимы Кириллычи» и «Гиси Моисеевны». Первыми, кто поздравил родителей будущего поэта с рождением сына была как раз еврейская семья Яковлевых: Миша, Яков Михайлович и Гися Моисеевна, которую Высоцкий позже обессмертит в своём творчестве, в знаменитой «Балладе о детстве»: И било солнце в три луча, Сквозь дыры крыш просеяно, На Евдоким Кириллыча И Гисю Моисеевну. По свидетельству протоиерея Константина Смирнова, Владимир Высоцкий не был крещён. Но здесь, надо полагать, дело не в национальности его отца, а в профессии: он ведь был советским офицером, да и мама поэта, Нина Максимовна, всю жизнь проработала в «режимных учреждениях». Детство и ранняя юность Высоцкого совпали с эпохой ужасных бедствий еврейского народа, о чём он неоднократно писал и в серьёзной форме, и в не очень серьёзной: И фюрер кричал, от «завода» бледнея, Стуча по своим телесам, Что если бы не было этих евреев, То он бы их выдумал сам. Но вот запускают ракеты Евреи из нашей страны... А гетто, вы помните гетто – Во время и после войны? Национальный вопрос преследовал Владимира Семёновича Высоцкого всю жизнь: с момента рождения, даже раньше, когда «святители плюнули да дунули». Одной из главных, но не единственной темой был, конечно, вечный для русской интеллигенции «еврейский вопрос». Наличие еврейской крови в жилах «шансонье всея Руси» факт хоть и неприятный для разного рода квасных «ура-патриотов» черносотенного и получерносотенного толка, но исторический и бесспорный. Как отмечает Пётр Солдатенков: «Родословное древо Высоцких без риска можно начать с прадеда поэта, Семёна, который... был учителем русского языка в Брест-Литовске, хотя имел и побочную профессию стеклодува (еврейская предусмотрительность и многоталантливость – Р.Н.). В 1889 году родился мальчик Владимир – будущий дед поэта, полифоническая личность. Все отмечают три его образования: юридическое, экономическое и химическое – для еврея (выделено нами – Р.Н.) до революции это серьёзно». Сводить интерес к еврейской тематике в творчестве В.С.Высоцкого, исходя только из генетического происхождения и окружения поэта, было бы узко, однобоко и тенденциозно...